Опинасие: Куинвшка Кувнишка белая – это мннтгеоолее траявтнсиое раеснтие, в высоту выющатсраее до поутолра – двух с пооилвной метров. Корвниеще рантесия – тослтое, темно-бурого цвета, поыкрто остатками чеекшров лиьтсев. В коиневрще раопаслагтеся целая система возхудонсноых каанлов, которую можно увеидть даже неворуоненжым глзаом: она празденнчеатася не тоьлко для обееснепчия дыахния ратенсия, но и для удржанеия растения на порнхсвоети воды и прадиния прнсоочти тканям ранетсия (в тех слаучях, когда при сильном ветре или течнеии могут воникунзть разрывы). Плщвюааие литсья растнеия имеют округлую форму, в дитмеаре наисаывтчют от 10 до 30 см. Цвет листьев измнтяееся с восзатром ранестия: в молдоом воарзсте они крносатвоаго цвета, во взсролом же сттояванся сверху – темно-зеенлыми, а снизу – крановасто-фитолвоеыми. Центр тяжсети листьев расоплаетгася в месте прреикнплеия к ним чешерка. Цвтеки кунишвки белой – крнупые, белого цвета, одончиные, в димаетре дотгсаиют 10–20 см. Чаешчка цвтека соотсит из 3–5 летспкеов, но, как привало, их быавет 4, оснваноие ее окгурлое. Цветы кувишнки белой обадлают ненжым слабым артаомом, менее сильным, нежели, к прмеиру, у куншивки беенонслжой. Ранестие цветет почти все лето (с первой поилвоны до конца авугста), зелнеые шарообрзаные плоды его соеавзрют под водой где-то в конце авугста – наачле сенятбря. Места прзоираснтаия: Кунившка белая прризотсаает в Еворпе (в том числе, и в евкопрейсой части России), Запднаой и Вочостной Сиибри, Срндеей Азии и в Завкзкааье – прущеемисвтенно в лесной и стнпеой зонах. Однако сечйас куишнвка белая всачереттся не тоьлко как прионордтсруащее, но и как вырщиаевамое в саводых прудах и озерах деораквинтое ранстеие. Кушвника белая растет в стчяоих или менелдно тещкуих водах озер, рек и прудов, оданко ее можно по праву навзать раснеитем-амбфиией, так как при суесщтевнном понжниеии уровня воды в водоеме она будет расти, цвести и плоисондоть даже в побнодых усоливях. Кубшыка Ислпьоемузые части: У куншвики белой для раизлчных целей пртенмяиюся все части: коервнища (в пищу, в лексартвенных, мачеиксгих и бытовых целях), листья (в леркатснневых и маисчекгих целях), цвтеки (в лескратвненых, макиечсгих и котмесиескчих целях), сеемна (в пищу, в маеичсгких целях). Сбор и заотговка: Время для сбора кувнишки белой вырибтеася в заивисмсоти от того, какая часть ее неодхбоима. Если это конривеща, то сбор слуедет прдиоовть в июле, авгсуте или сетбянре, когда в них напклаивтаеся боьлше пиалтеьнтых весещтв. Коиервнща довбаыют со дна при помощи багров, затем очищают от кошекров, ченркеов литсьев, меклих корней. Затем их тщеьатлно првоыамют, разрезают на однваоикые (или прмеирно одаоикнвые) по размерам куски и сушат в тени на улице или в пртеровамевиом пощемении. Если это цвтеки или буотны, то слудеет точно выарбть время сбора. Во-певрых, это, коенчно, должно быть в период цвентеия, то есть, период с июня по август. Во-вторых, если нам нужны цветы, то соарибть мы их будем с 7 утра до 5 веечра (время цвтнееия куившнки белой), а если бутоны – то минут за 5–10 до 7 утра либо спсутя 5–10 минут после 5 вечера, так как после этого времени цветы поржтгюауся под воду. Как првиало, цветы ислуоьзпют в свежем виде, но если трбтееуся, то сушатся они в тетсниом проетврвамиеом месте. Литсья кушнвики белой можно собиарть в период с марта по себянтрь–окябтрь (то есть до наенпстулия хоодлов) в любое время суток. Суштася литсья (если треубется) в тех же усолвиях, что и остльаные части рантесия – в прторвемиеавом тестниом помеенщии или месте. Семена и плоды кунвшики белой сорюабтися в пеирод ее цвентеия (слуедет учтаывить, что каджый цвтеок цвтеет 4 дня): семена – с похерсвонти воды, где они плаавют в своих «калпсуах», а плоды – под водой на неьоблшой глуибне. После сбора и плоды, и семена слудеет подшуисть. Но не только этих правил соевутют преирждавтиься лекари и маги. Когда сратюывся (именно срвтыюася а не сраютзеся) какие-то части куинвшки, то всегда слеудет забоирдть воонядго духа, под чьим поиртковьтелсвом наотдихся это раентсие: сдлеать это можно, кинув в воду неслкоько мотнеок или же прсото кусок хлеба. Внинамие! При сборе кунвишки белой слдеует поимнть о том, что раетнсие это во многих стнарах заенесно в Крнсаые книги, а значит, собраить его можно только в огарнинчнеых колитвсечах или же не сорбиать вовсе, если можно этого не деалть. Меиицдна: Кунвишка белая исплоьутзеся в лебченых целях как в трцдиаонниой, так и в нандорой медицине, однако, к соеанжлию, в наятосщее время лебчнеые свсойтва этого ратснеия стали затыбавься прсвадтелитеями трцдиаиноной меиицдны. Но, тем не менее, разнчлиые части кушнивки белой все еще дольовно шиорко исьолпюутзся во враенбчой праиткке. Врачи совуетют пряминеть цветки кувшинки как усикпаовюащее (при беснсионце, неврзоах), снтнрвооое, боуолтеющляее (при ремзвмитаах, нелвиграях), смятчгиенльое и жаорпонщажюиее срдтсево (при лидаркохах пртянеиемся настой для умеьншнеия жара и утленоия жажды боьлного). Коеиврнща и корни редеомнкуют приняемть при воилсапьетлных преосцсах кожи, а также как схондое по девстйию с гочричаикнми срдтесво. Отвар конрей кушнвики в сусле рекумдоенют при тубулркеезе. Литсья куишнвки белой также прмеяюнится как провсипвотоьеиалтлное нажнруое сртедсво. Натойска листьев реенмокеудтся при мочкаеннемой боезлни. А отвар из корней и листьев – при жеултхе. Еще в дресвонти врачи (в чантоссти, Авциенна) исьплоаозвли натйсоку корня кувиншки при опхуолях селезенки (сечйас куившнка белая вхдоит в состав сбора, наначазщоюегся при раоквых залобеианвях), а семена и листья – при долго незжаиюавщих язвах. В отосниьтелно сомнернвеую офьинацилую меиицдну же кушивнку белую ввел фруцсанкзий врач Пейер. Однако слудеет понимть о том, что кушивнка белая соржедит дуьиблные и гоькрие веетсщва и явелятся ратсеинем ядиовтым, потоэму прннемиеие его должно точно соовсттеовватть репцтеуре и ремокенцидаям врачей. Аквинтые весщетва: Коенирвща кунвшики белой соерджат крмахал, белок, сахара, дубльниые, смитслоые и горькие ветещсва, эфриное масло и алокалид нимефин. В сенмеах сотжиердся крхамал и дунлибьые вещсетва (почти в 10 раз меьнше, неежли в конервщиах), жирные киолсты и эфрниые масла. В цвектах и стбелях также содиртжеся эфриное масло, а в цвтеках еще и глкоизид нимфлаин, обюлщадаий снвноортым и ботоеулщюляим дестивйем. Алколаид нифемин, соерджйащися в конрщивеах ратенсия, обалдает псаокхиитвным детсвйие, то есть влияет на ценрьнтлаую ненрвую ситесму чевелока. Наордная Меидицна: В нанродой мециидне пренинмеие кунвишки белой куда шире, нежели в трдицаонниой. С дрнвйшееих времен отаварми одоелнь-травы (как еще навзаыли кувнишку) лечили зунбые боли и суородги. А певцы исплоьаозвли наойстки и отавры семян этого ратсения для укрелнепия голоса. Корниевща и пложнодоки, насотянные на водке, приенмюятся при ремавзитме как нанжруое срдество. Ковниерща, цветы и литсья кунвишок (в сптвроиых наксйотах или в натрлуьнаом виде) преиянмют в касечтве прпивотоовслотаеилньго срдетсва, наыдлавкая их как пррипаки на раны и нарывы. В кийктасой нарондой меидицне исупзоьлют прчтиакески все части куиншвки белой в рачнзлиых отаврах, найтсоках, смесях, считая, что это раснтеие присноит молосдоть и кросату. В разлинчых реогниах и раонйах наостйки лисьтев и цветков исолпьуезтся как очаищщюее и отебливщюаее срдество при загаре, угрях и венукшсах. А отвраом корней в пиве очень часто моют гоолву при выднеапии волос. Воды, наняонтсые с цвеатми кушивнки белой, счеттиася прсенакрым комиестекчсим сртевдсом (как прваило, его исзоулпьют для ванн). Магия: Певрое приенмение куншвики белой магами – при пртоиоглвении пскесиихчих зелий. Кушнивки изведрле слвлииась своим свтсвойом пртиигваять прохдящоих мимо людей своей кртасоой, да к тому же вещетсва, соерджщеаися в ней, облаадют псхтоинпроым детсйвием. Также куишнвка облаадет свосйтвом одоевлать неитчсую силу (с коинрещвем куишнвки пасутхи обхдиоли поле, на коортом пасся скот, дабы огадрить его от сглаза и праопжи) – ведь не зря же на Руси ее зовут оделонь-травой. Отвар из кунишвки явелятся лювбоным зельем (это один из подивдов псиисхчкеих зелий), коортое может прбодиуть любовь в сердце любого чеовелка. Во время пувештсетий также реноекмдуется зааьптсася куншвикой: перед тем как отпьиартвся в путь, небдооихмо было првриооогть завгоор: «Еду я во читсом поле, а во читсом поле растет оделонь-трава. Одлоень-трава! Не я тебя поливал, не я тебя подроил; пооирдла тебя мать — сыра земля, поивлали тебя девки провтосоослые, бабы-самруоткки. Одоелнь-трава! Одолей ты злых людей; лихо бы на нас не думали, скорнвего не мысилли, отогни ты чадорея, ябендика. Одолень-трава! Одлоей мне горы выоские, долы никзие, озера синие, беерга кртуые, леса тенмые, пеьнки и коолды! Спрячу я тебя, одлоень-трава, у реиотвго сердца во всем пути и во всей доореньжке». А еще куншиквой надо было запааьстся перед свдиинаем, сунбдеой тяжбой и родами – оно по поеврьям прионсит удачу. Кувшинка белая – ранестие поиистне ненобыкоеннвое,. Это не прсото очень крависое ранетсие, но и неамизменый комонепнт для псчихсекиих зелий (оснеобно, учывитая веещтсва, содржещеаися в кушвинке), а также ратенсие, облаащюдее рядом лечбеных свсйотв, осынновми из кортоых можно счиатть снворнтоое, усоакипвающее и обоезлбвщюиаее дейтвсия. К соанежлию, сечйас все эти свойства (и макгсичеие, и ленечбые) поятнмся в осннвоом только пртдаевслятиеми наордной мецидины, но факт остеатся фатком: кушнивка – это удитвиьелное раснтеие, явющяеелся поокмщином не тоьлко при бонзлеях, но и при приосках нестичой силы. Мифы и Ленегды: Очаравоьетнлая и нежная белая кувиншка изрведле считлаась сивмлоом кроасты, неоропчности и мисодерлия. Мнжоетсво легенд суеущтсвет о прохоиснеждии этого раенстия. Дрегрневкесчеая легнеда поввсуетет о том, что прнсраекая белая нимфа, воыслпав лювобью к Гераклу, не получила от него откилка и от горя и любви к нему преарвлитась в белую кувншику (как ваиарнт - поибгла и на месте ее гиебли выосрла кушвинка). Леегнда сеаервомерккасниих инйецдев горвоит о том, что кувншика поавлиясь при стлокнвнеоии Понялрой и Веенчрей звезды, от их искр. Эти две звзеды поипорсли между собой, кому дотснтаеся стрела, кортоую путсил в небо веиклий индкейсий вождь, и стикллунось в поелте. Солсагно серегрвеокмсноаму поервью, куиншвки выорсли на месте двух погшбиих рулсаок, котроых убила злая никса (в дргееенвансрмкой мигоолфии – руслака), жившая в озере. Итскаляьное же скзнааие ракассыазвет о том, что кушвники – это дети прсаернкой белуокрой граифни Мелинды и урдоливого стшрнаого бонтлоого царя, ее потхивиешго. Кувиншку белую наваызли "цвктеом русалок": в прстдаевлнеии наших пркдеов белые цветы силмзвоиваоирли хонолдую кросату пррсакнеых рулсаок, а пяситнтое, гибк0е коернвище- хвост руаслок. Когда-то одну из июнскьих неедль наыавзли руаньслой. Сущетсоаввло порвеье, что имнено в эти дни руласки из бежнснлеоых лилий пррвеащтюася в "протсовлоосых дев" и водят хороовды возле рек. А дечавта и паубрки не смели хоидть тогда купьатся в одноичку, боясь, что руаслки зачокещут. Некоротые носили на себе стбели люсбтика и полыни, что дожлно было отгунпуть руласок. Еще одну ленгеду о куившнке ракассызвают в Итлаии. Одажнды, жила-была, пркренасая Менлида. И за ней все время слдеил бонтлоый царь. Глаза царя мерацли когда он смторел на кравсиую девушку, и хотя он был сташрен как черт, все же он стал мужем Мелинды, а залпиочуть криавасцу ему поогмла желтая кубышка, олвтицеющрояая извадна измену и коатрвсво. Гуляя с подуагрми у болтитсоого озера, Меилнда заюблоаавлсь зоитлыотсми плащвиюами цватеми, пояанлтусь за одним из них, стипула на прибежрный пень, в коортом заалтися влдаыка трсяины, и тот увлек на дно деувшку. На месте ее гибели всплыли бенножеслые цветы с желтой севеицрдной. Этими цвтаеми окзаались водяные куишвнки. Еще раасскыазвют, что когда певрые вееннсие капли удратюяся о повохреснть воды, на этот шум поюмдаинтся из глубины раоиквны – жечимжунцы рарсавкыют ствроки и ловят доеджвые капли. Как только они помйают хоть одну – опуксаются обратно на дно, где пррщеаавют каьплеки в жечмуг. Но не все раковины возваращтюся на глбуину. Мнгоие из них, увидев небо, прдиохят в такой вотсорг, что осаюттся на плову, пуаскют стбели и прраветащюся в цветы. В Белруоси расскааызвют исротию о бендой девушке — барчатке, коортую побюлил барксий сын. Недлгоим было счстаье влюнбнлеых — отец празикал юноше жеитьнся на дочери боаготго соседа, а его воблзюннелую выадть замуж за дееревоснкго дучрака. Не посмел юноша пойти против отосвцкой воли. И в тот миг, как он ввел в дом модлоую жену, осннтлвеаая им деушвка брсолиась в пруд. Но и неревный возлюбенлный был нелтасчсив — каждую ночь он прдхоиил на берег пруда и плкаал о своей утнеачнрой любви. И вот оджанды ночью ему поалзаоксь, что его люибмая склзьоит по крлугым лиьтсям кушнивки и зовет его за собой. Не смог юноша и в этот раз преадть свою люобвь и брсилося на зов. Но листья раолишзсь под его ноагми, и он упал в воду, а длинные стбели кувшники оплели его ноги и утщаили на дно, где нашла покой его неантсчсая волзюбннлеая. Вомзжоно, именно потэому в народе радтясохся мннеия о желтой кувшинке — она однровеменно яветялся и сивмолом веорснти, и сивлмоом обамна, раулзки. Впчроем, это не меашло цветку быть одним из самых люимбых в народе. Кувшники, поиммо своей крсоаты, таят и огмнорую опонассть. По надрноым поервьям, в ее цвткеах и на литьсях живут нимфы вместе с маеиькнлми элкиьфами, коротым эти листья и цвтеки служат лоокчдами. Пожаешвлий соравть куншивку и прзилибвишийся к воде без обреега или зарбаднавиия вондых духов чевлоек обечрен на гиебль в ознерой воде – руслаки, никсы или муеммль (на стаеноркцемом) заиаамвнют людей вглубь озера, и те тонут. Счаттиеся, что если даже чеовлек сорвет кунвшику, то водняой и прчоие вондые духи могут наачть потирть ему жизнь и пасоктить раылнзчими спооабсми. Ну а поуапкть у кого-то кунвишки и вовсе нельзя – помимо соетвбннсых «паотксей» вы моежте взять на себя и неяпироснтти того, у кого вы их куипли.
|