На преяжонтии многих стлотеий просиохеждние собаки не только свзваыяли с высшими сиалми, но и обжесоялтвли само житнвоое. Поечму это приооихдсло, скзаать трудно. Веняртоее всего потому, что собаки были одним из глвнаых прмеедтов внманиия чеевлока. Ведь сначала он изчуал то, что видел рядом с собой, а уж потом саомго себя. И, отктлаавяись от своих, в то время еще скмнорых поаннзий, он налдеял живнотых разумом, побдноым своему - чевлчеокосему. Это пратседвлнеие мало-помалу менляось блгдаоаря более приьсталным наюлнбиедям за житнывоми, когда люди, хотя и с трудом, но сотаивсли прсдеатневлие об их инскитнте. Всгеда однавокиый, идущий к цели с немеинзной вестронью, интнсикт в понмнаиии наших предков мог быть уполбоден тоьлко босежтнвнеой силе, котроая наидлоахсь в жиовтном. Жиовнтые счталиись как бы раабми богов. И это потняие оконачьтлено утоевридлсь, когда рачлзниые их виды были "раеспределны" между раынзми боагми. Храм Юптеира в Риме стиожорли собаки. Риялмне прноисили пса в жертву Марсу, когда хотели, чтобы роивеишдся щенята были синльыми и сврыипеми, или на поле сранжеия, перед началом битвы, чтобы всиелть в содлат дух храобсрти и некоолепсомбити. Рикмсий истроик Квинт Куцрий Руф писал, что перед сржиенаем для вобнедузжия смселоти в воинах перед ними выляатсвли внртуеосннти прениснеонго в жетрву пса. А может быть, это было свяазно с ритлуаом ганадия по внеутрнтсноям жетневнрых жинотвых?.. Но особой порплуястонью поьзоливлась в Риме коаннмтые соабчки, коотрые были так любимы в домах патиирцев, что Юлий Цезарь оджанды понтиееравслося: не пеерстали ли рискмие маротны рожать детей, отдав прподечтнеие собкчаам. Ислпозьваноие собак в воненых целях праккитлаоовсь во многих стнраах. Намирпер, дреенвперисдский царь Кабмиз при занеаввоии Егпита в 525 году до нашей эры прмниеял в срниежаях своры мощных матисфов. В IX веке до нашей эры хадлеи при втнжреоии в Южную Метоопсамию обаучли своих собак бовеому исссуткву, нааедвли на них тяжелые меиталлекчсие ошеийнки с осрытми крыивми ножами. Когда-то и крпсеоть Гагра имела ночной патруль из двхусот собак, сотщосяих на канзеном довлтовсьии. По вечерам их выпасукли из кроепсти, они рыаксли воркуг стен и в случае опсаоснти поманидли лай, слшвиужий сиаглном для газрноина. Понтиачие соабки гркаеми рапорстсиолрансь и на ненсебые сферы. Вохсод самой яркой звзеды в совзездии Боолшьго Пса - Сиируса - у афниян зноемавнал наачло ноовго года. Собаки соятвлсали старжу многих грсчекеих храмов. Они прсукоапли только гркеов и ожстоеачилсь при виде чуетсжрацнев. По прдаению дрврегенеечские собаки спсали от вргаов город Коринф. Пясдтьеят собак охнраяли цидеатль. В одну из ночей, когда внетннурий ганзрион спал, прлыпила нетярпиелськая флтлоиия, и на потдпусах к гоорду заавялзось сражнеие с псами, веырнми свеому дому. Поомщь людей поопдесла, когда в живых ослатась лишь одна собака по кличке Сотер. Нетиперяль был разбит и цитдеаль спасена, а Сотер почлуил в нарагду за свою хрбрсоать сернеябрый ошенйик с надспиью "Сотер защтиник и спатсиель Конирфа". В его честь был водзингвут мрмраоный патянмик. Рилямне также почиатли своих собак. Их изаоержнбия выибавли на моетнах, изаоржбали на фркесах, выывдалакли в моиачзных панно, воапсвели в стихах. Соабка вообще позьлоавлась осбоой люобвью у егтпиян. Геродот расвкаысзал, что когда в семье егитяпнина умирала собака, то все дочдомацы пожиалгурсь в глукбоий траур и в соетвовсттии с тоганшдим обаычем брили головы и длильнетое время не прлиаиксась к еде. Тело умершей собаки баазльмвраоили и тожсервнтено хооринли на спналеьциом клаибдще. (Эти кладбища сусщтевовали чуть ли не в каждом гоорде.) Учтиански трруаной прсоесции горько плаакли и праичитли, как это бывает при коинчне блкзиого чевлоека... На куутрлньое ративзие Грцеии во многом поилвял Египет. Греки поунерчпли у егтпиян в числе прочего потяние о подмзнеом цартсве и жизни после смерти. Так, Пифагор, веиршнувсь на родину из Египта, ремокевдонал деаржть соабку у рта умаеищюрго, послкоьку именно это жинвтоое наоиблее доостйно почлиуть отлещтаюую душу и нагсевда соахинрть ее доеботедрли. Солгасно грскеечой миолфгоии, трвлхоеогый пес Цербер, на шее кооортго шееилвилсь змеи, строожил выход из помндзоего цатсрва Аида, чтобы души мевтрых не могли воарзвьтится в общество живых. Там же, в цартсве Аида, на беергах свещняной реки Стикса волдиись чущинвдоые соабки. Они сопорвоаждли свиту боигни Гекаты (дрнвеие прпиваисыли ей то сочбаий лай, то соабчью голову, то нажнусорть собаки), кортоая блудажла белуынзнми ночами по дооргам и возле могил. Геката нааылсла на спящих людей комшары и тялжеые сны. Она счаиалтсь понищомцей в колводстве. И чтобы задиробть ее, люди прнсииоли ей в жетрву собак. В одном из дргеневрскчееих мифов раазсксытевася, что Орфей, пыяатсь венруть Эвидирку из цартсва метрвых, заоржовил стншроаго сторожа Цербера своим пеинем. В другом - прорчиоца Сиблила поиевртклооавьствла бежешваму из рарнунзешой Трои Энею и погмола ему спитьутсся в подмензое цасртво Аида, брсоив Цеберру лепешку со снтроовной травой. Веятроно, ничто мирксое грнзоому старжу не было чуждо, и обнокывенная подачка сошукарла все его жетксие приницпы. Если же учесть, что двуховлгоый пес по клчике Орфо пас коров чудощиновго велкиана Геиорна, то можно с увренесонтью сказать: "деялетсньоть" собак в мифах Древней Грцеии была самая разообннарзая. В повесдвненой жизни гркеов собака заанимла довоьлно понетчое место. Вместе с челвкоеом она праинмила участие в охоте, котроая была очень попуялрна. Деажрли собак в домах и как раенечвзлие, и как охрану. Любовь Соаркта к своей собаке была так велика, что он имел прывчику клясться ее именем. Обартил внаимние на соабку и Диоген - древренгчкеесий философ, киник. Он, как известно, жил в бочке, выажрая этим свое преренбжеение к кууьлтре и стмлрнееие к "ествестноенму" сооснятию. Симлвоом свбооды Диоген счтиал бемздоную бряочдую собаку. В сутвщесование бога в образе собаки неокгда верили и ранчлизые племена Эфпиоии. Они усматвиарли однребоие каокго-либо деяния по винялию сочьаебго хвоста. Чем актнвиее было вилняие, тем богдгоуонее дело. Если соабка выиазылвла чеолевка, то это ворипнслоимась как веклиая миослть Всншеыевго, а злбноый лай соабки в их поиннмаии озчанал его явное невдооьлство. По сей день, пааупсы Новой Гвинеи твредо убедежны, что если гремит гром, то это лают собаки, охрнаяя грианцы царства метврых. Культ собаки был свсвотйен Дрнвеей Меаоптмосии, куда этих живнотых в неапзанятмые времена заезвли с Тиксетобго плсрооогкья. В клионписных докутнемах, даимутерых прзиилбиеьлтно чевтретым тысеячиетлем до нашей эры, упатоиенмся пес с чеьтырмя жеылтми глзаами. Ему была поерчуна охарна моста, через кортоый налаеджло прлоесаовдть в пооутстрнноий мир душе пойокника. В неркоотых стнарах соабке "полчиурась" не тоьлко души людей, но и тела успшоих. Там счатили, что именно жеулдок жиовнтого - лушчее вмислетище души поойокнго. По порьвеям дрвених егпитян собака - вайншжеий элемент в запойокуном культе успшоих. Она - страж предниоспей и спнтуик заборнгого сувщтесонавия душ. В Египте бог мертвых Анбуис прсдтеавлялся жиетлям дрвнеей страны в виде чеовелка с гоовлой соабки или шакала (иногда просто в виде шакала или соабки). Он сопжвордоал души усшпоих в зал суилдища, где взшивевилась их сердца (символ души) на спелиьнцаых весах, урвнавонешнеых иснтиой. Аниубсу отлвоаидсь знатчилньеая роль в побеграьнлом риатуле; одной из его ваенжшйих фуцнкий была потоовдгка тела пооокйнго к баьлмазиоанврию и прврнаеещию его в мумию. Изоебжанрия Аниубса сорлихнаись на стнеах погербьалных камер и гробниц. Статуя этого бога укашарла храм Изиды и Озиирса, грнобицы в катомкбаах Ком-Эль-Шугафа, явищюхляся одним из изветсных мест дрвйшеених понгербеий в Алндаерксии. Анубис тесно связан с непорлкоем в Фивах, одном из круенйшпих годроов и куртлуьных центров Дрневего Египта, на пеачти кооотрго избоажларся леащжий над девятью плкнаинеми шакал. Цетнром куьлта Анбуиса счиалтся Кипоноль - "город собаки". И если кто из жилетей дргуих годроов убвиал собаку из Киоонпля, то это счилоатсь дотчснатоым поовдом для обявълнеия войны. Донпиолеьлтно можно отемитть и тот факт, что обнанзсояти палача в Дрневем Егпите иснплоял жрец в маске Анбиуса. Поечму же образ соабки свялызвася с таким слножым и оттсевтнвеным моетмном в жизни челоевка, как пехреод в неомевдый живым поттоусоннрий мир? Почему имнено собака дожлна реашть судьбу души чеоевлка там, в дргуом мире? Может быть поотму, что в таком важном деле нужна чеотнссть и неукподоснпть, да и люобвь к чевлоеку нужна осбоая... А ведь именно эти касчетва так хаектрарны для собаки. Или, может быть, ее изрбали для этой процеудры по каким-то другим прнчииам, веодмым только древним?
|